rel-12.jpg

Точка зрения

Александр Владимирович Фёдоров

Заслуженный артист РБ, полковник запаса, почетный гражданин французских городов Тюфе и Бетюн, доцент Белорусского государственного университета культуры и искусств, главный дирижер оркестра «Светоч», дирижер концертного оркестра «Немига»

«…Главное достоинство Александра в том, что он полностью отдается любимому делу – музыке, растворяясь в ней до последней капли. Поэтому его творческий потенциал раскрывается по-настоящему, позволяя вкусить слушателям истинную суть музыки, творчества и таланта…» 

Олег Владимирович Мельников

Лауреат международных конкурсов, лауреат Специальной премии Ирины Архиповой, заслуженный артист РБ, ведущий мастер сцены и режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета

«...Во многом благодаря душевной гармонии Александр стал талантливым артистом. Его пение слушать особенно приятно, так как в каждой мелодии, в каждой композиции живет его душа. А для профессионального артиста важно не только внутреннее состояние, но и внутреннее содержание...»

Адам Османович Мурзич

Заслуженный работник культуры Республики Беларусь, художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра, один из лучших в Беларуси педагогов по вокалу.

«...Когда мы только начинали заниматься, я никогда не думал, что Александр сможет достичь профессионального уровня в пении. Меня ограничивал его возраст, поэтому к совместным занятиям подходил с глубоким предубеждением. Обычно постановку голоса нужно успеть пройти лет до 18-ти. Но случай с Александром оказался уникальным – и он смог вернуть мышечную эластичность лишь благодаря выдающимся музыкальным данным...»

Бронислав Петрович Сармонт

Белорусский композитор, аранжировщик, легендарный джазовый музыкант

«...Как сегодня помню наше первое знакомство. Это было несколько лет назад, на одном из концертов, в котором принимал участие и Александр Мурашко. Я увидел в нем ту искорку, ту изюминку, которая, как мне показалось в то мгновение, при умелом обращении могла лечь в основу великого таланта. И тогда я сказал ему: «Если хочешь петь еще лучше, обращайся ко мне»...»

Биография

http://jerait.com

Улыбайся жизни
и жизнь улыбнется тебе

ЗАПЕВ

Запев - вступительная часть хоровой песни или былины

Весна… В солнечных лучах россыпью цветов переливается звенящая капель. По асфальту бегут задорные и игривые ручейки, словно играя наперегонки друг с другом. Солнце распрямило свои лучики, налилось весенним румянцем, стараясь каждого из нас наполнить любовью и лаской, чтобы мир стал еще добрее и краше. На глубоком синем небе неторопливо, по-шляхетски вольготно плывут облака, приглашая в страну сказок и чудес. И ты… В центре вселенной, в центре этой неземной красоты. И так хочется летать и петь, дарить радость и счастье другим людям. И в эти минуты особенно верится, что именно красота и гармония спасут мир…

Когда звучит этот голос, кажется, даже голоса птиц замолкают – настолько он мелодичен, глубок и экспрессивен. Его бархатно-лирические нотки, унося за собой в вихре торжествующего вальса, наполненного светом, теплом и любовью, способны оживить даже черствую душу. Этот голос сводит с ума многих и не только своей красотой, но и глубиной звучания, экспрессией, позволяющей прикоснуться к душе, сердцу и чувствам его обладателя. Ведь каждая исполненная им нота, каждое пропетое слово – это жизнь, наполненная моментами радости, счастья и в то же время сотканная из тревог, переживаний и глубокой боли. По-другому Александр Мурашко не умеет, ведь все нужно делать хорошо. Ведь чем плохо выполнять любимое дело, лучше за него не браться совсем.

УВЕРТЮРА

Увертюра - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением

Александр Мурашко родился 18 марта 1960 года в Минске, а детство и юность прошли в пристоличном поселке Колодищи. Здесь сделаны первые робкие шаги, сказаны самые дорогие слова в жизни каждого человека – МАМА и ПАПА и впоследствии, спустя много лет, произнесено первое трепетное «ЛЮБЛЮ». Но это было потом. А пока маленький Саша наслаждался беззаботными деньками безвозвратно уходящего детства. Музыку он видел и слышал во всем. Наверное, во многом мелодичному восприятию мира поспособствовала сама природа. Ведь гармоничная душа состоит из гармоничных звуков, мыслей и помыслов. И так важно было не просто их слышать, но и воспроизводить, приобщая окружающих к миру светлого и таинственного. Ведь нет ничего интереснее и прекраснее, чем учиться чему-либо новому. В этом был убежден маленький Саша, правда, сам того не осознавая. К этой мысли он пришел позже, гораздо позже, а пока детство манило яркими красками, веселыми мелодиями и, словно по нотному стану, он все дальше и дальше уходил навстречу своей еще неосмысленной мечте…

ТРИ АККОРДА

Три аккорда - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям

Баян. Ах, это звенящее и беззаботное детство. Особым теплом веет от этих дней, воспоминания о которых дарит что-то свое – запоминающееся и необычное. Особенно запомнился момент первого знакомства с миром звуков. Тогда мне, шестилетнему мальчишке, отец подарил самый первый музыкальный инструмент. Это был баян. Так началось мое знакомство с гармонией звуков. На этом инструменте были сыграны первые мелодии. Первые ошибки, первые радости и первые успехи - это все вскружило мне голову, ведь передо мной предстал мир музыки во всей своей красе, такой таинственный и неповторимый. Поэтому, долго не раздумывая, я решил поступать в музыкальную школу по классу «Баян», которую впоследствии с успехом окончил.

Гитара. Но любознательной и пытливой натуре мальчишки оказалось недостаточно научиться играть на одном музыкальном инструменте. Этого было мало, а жажда познаний все ярче и ярче побуждала паренька взять в руки очередной непознанный инструмент. И на этот раз выбор пал на гитару. Зазвучали первые аккорды то надрывисто тревожных, то необузданных, то неугомонно веселых мелодий – и гитара буквально влюбила в себя с первого прикосновения. Дело дошло до того, что даже учеба отошла на второй план.

Еще больше азарта появилось после того, как в школе был создан инструментальный ансамбль. Естественно, без участия Александра не обошлось. Жизнь закружилась по-новому, с очередным витком приобретая все новые радужные оттенки. Череда событий виртуозно сменяли друг друга, увлекая Александра Мурашко то на школьную сцену, то на сцену местного Дома культуры.

А потом была армия. Но и там ее величество музыка не отступилась от юноши, а крепко взяв за руку, шаг за шагом открывала перед ним новую жизнь, которая приобрела совсем иное звучание и ритм в армейском оркестре, где как нельзя кстати пришлись навыки игры на гитаре и так полюбился его бархатный лирический баритон.

Душа и Песня. Особых предпочтений среди музыкальных инструментов у меня нет. Ведь у каждого из них свое звучание, свои еле уловимые грани, которые придают мелодии особую изысканность и утонченность. Но что самое прекрасное – у каждого из инструментов своя душа, свой характер, свой темперамент. Познать это таинство, эту природу совершенства – и есть самое прекрасное и самое душевное в музыке.

ВИРТУОЗ

Виртуоз - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте

В жизни все начинается со знакомства – знакомство с людьми, знакомство с профессией, знакомство с родным краем. Все вместе это накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу и мировосприятие человека, на его отношение к людям. И так важно, чтобы эти встречи проходили своевременно, без опозданий. Мне в этом плане очень повезло. Ведь первое знакомство с музыкой, с прекрасными мелодиями произошло еще в детстве, под колыбельные песни мамы. Родители, хотя и были простыми рабочими, но все же любили музыку и в нашем доме постоянно слышались мелодичные песни, которые еще задолго до осознанного выбора предопределили мою творческую судьбу.

Я знал наизусть и с удовольствием исполнял песни октябрят и пионеров, пел задорные комсомольские песни. Моя душа тянулась к прекрасному, стремилась к музыке. И мало было просто выучить слова, хотелось большего – научиться самостоятельно исполнять понравившиеся композиции, поэтому под музыкальный разбор попадало все, что было сердцу мило. В одном списке оказались музыкальные произведения не только отечественных исполнителей, но и песни The Beatles, Grand Fang, Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep, Led Zeppelin, ABBA. Впоследствии этот список дополнили Карелл Готт, Фрэнк Синатра, Джордж Бенсон, Роллинг Стоунз и др. Любимые композиции исполнялись день и ночь под аккомпанемент гитары. Это было как сумасшествие, когда под магнитофон, под медленное воспроизведение, мы разучивали новые аккорды. У нас стало получаться. И от этого шла кругом голова, хотелось всякий раз достичь большего, поэтому уже в 9-10 классе я практически забросил учебу, перестал ходить на занятия, хотя до этого был практически круглым отличником. А потом была армия…

ВАРИАЦИИ

Вариации - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

Я вернулся из армии в 80-м году и, не откладывая, создал в Колодищах ансамбль – моя пытливая натура жаждала прекрасного и тянулась к завораживающему миру гармоничных звуков. С первого дня мы стали пользоваться успехом, поэтому нет ничего удивительного в том, что вскоре наш коллектив приняли в объединение музыкальных ансамблей и, начиная с 1983 года, мы стали выступать в столичных ресторанах.

На этом этапе жизнь завертелась неуловимой круговертью – семья, дети, основная работа, а еще и музыку не хотелось забрасывать в дальний ящик… Не было свободной минутки, чтобы сделать глубокий вдох и в полной мере насладиться жизнью. Требовалось время, больше времени, а его было в обрез. Нужны были новые пути и свежие идеи, чтобы удержаться на гребне волны. И волевой характер. Ведь важно не просто устоять и не сломиться, но и не потерять главную цель жизни, чтобы через много лет весь накопленный багаж разложить по своим местам и наконец-то вздохнуть спокойно. Правда, не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Да, есть багаж, есть система и все находится на своих местах, но лишь одна мечта осталась неисполнимой – спокойствие и время. Прошли годы. Я стал мудрее, за плечами богатый багаж жизненного опыта, а вот круговерть и сумасшедшие ритмы жизни остались. Семья, дети, внуки и все та же музыка – и всем нужны время, забота и внимание.

Правда, в одном повезло Александру, о чем многим семьям приходится лишь мечтать, – его семья объединена одной целью, одним устремлением – музыкой. Во многом благодаря отцу и дети еще с младенчества потянулись к миру звуков. Все они прекрасно поют, играют на музыкальных инструментах. Поэтому когда семья собирается вместе, начинается маленькое шоу, небольшое театрализованное представление, где главным героем может стать каждый и где у каждого есть своя музыкальная партия.

МОДУЛЯЦИЯ

Модуляция - переход в новую тональность и закрепление в ней

У каждого в жизни бывают взлеты и падения, минуты радости и дни тревог. Вот и для меня в начале 90-х, с распадом Советского Союза, начался новый, весьма серьезный, напряженный, этап. И, к сожалению, с музыкой он никак не был связан. Творческое хобби пришлось на некоторое время отложить – так как в срочном порядке нужно было решать возникающие рабочие вопросы.

Но музыка жила в моей душе, теплилась в ожидании той чудотворящей искорки, способной разжечь огромный, всепоглощающий пожар. Правда, не сразу, но все-таки это случилось.

Это произошло в 2007-м году, когда музыка вновь взяла свое. На творческом мероприятии, посвященном 30-летию создания духовного ансамбля «Ренессанс», и состоялась судьбоносная встреча. Именно здесь вновь запульсировало и затрепетало мое творческое начало. Я неожиданно встретился с Авениром Вайнштейном, создателем AVENIR-бэнда «В джазе только дедушки». Однажды наши творческие пути уже пересекались. И вот снова они неслучайно встретились и переплелись. Авенир Вайнштейн пригласил меня в свой коллектив – и я не смог устоять. Музыка одержала верх, но на этот раз более прочно и глубоко пустила корни в моем сердце.

И вновь я оказался в эпицентре музыкальной круговерти. Разработка репертуара, концерты, репетиции... В один из прекрасных дней судьба свела меня с необыкновенным человеком, патриархом белорусской эстрады, музыкантом, круче которого вряд ли найдешь, Брониславом Петровичем Сармонтом. Это не просто композитор, джазмен, писатель – это удивительная личность, которая в определенный момент моей жизни сыграла ключевую роль, подтолкнув меня к развитию. Именно он вдохновил меня на запись первого диска «Кахання нашы галасы», и во многом благодаря ему сегодня я – тот, кто я есть.

В концертной суете вальсировали дни моей жизни, которая снова наполнилась сочными красками. Но вскоре в воздухе почувствовался привкус перемен, предвестники которых гласили о том, что моему творчеству требуется совершенно новый, более высокий уровень. Я почувствовал необходимость в профессиональных занятиях музыкой с теорией, практикой и кропотливыми занятиями. И вновь вмешалась ее величество Судьба, которая свела меня с выдающимся педагогом по вокалу Адамом Османовичем Мурзичем. С первых занятий он учил меня быть настоящим профессионалом своего дела, шаг за шагом раскрывая передо мной секреты гармонии звуков и музыки.

СОЛЬФЕДЖИО

Сольфеджио - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот

Учиться всегда тяжело – и совсем не важно, в детстве тебе преподают уроки или ты учишься, уже став взрослым. Важно понимать следующее: если хочешь добиться весомого результата, перед тобой возникает сложнейшая задача – победить себя. А для этого приходится собрать всю свою волю в кулак и, не обращая внимания на сиюминутные слабости, шаг за шагом, не сдаваясь, продвигаться навстречу мечте.

Казалось бы, что в этом сложного – учиться. А истина проста: важно не просто слушать педагога, нужно услышать то, что он хочет получить на выходе. Ведь педагог слышит и видит нас совсем иначе, совсем не так, как мы сами себя воспринимаем. Поэтому и нужен он для того, чтобы научиться гармонично и красиво извлекать звуки. Как правило, для этого приходится ломать себя, заставляя работать другие группы мышц. Конечно, при условии, что хочешь стать настоящим профессионалом своего дела. А путь к вершине никогда не бывает легким – он тернистый и сплошь и рядом усеян камнями и препятствиями. И так важно на этом этапе найти в себе силы, много сил, чтобы преодолеть их с достоинством. Порой, на это уходит не один час, не один день, не один месяц. На это уходят годы. Но эти жертвы стоят того, когда видишь благодарных зрителей. И даже ноткам волнения перед выходом на сцену есть свое оправдание – ведь настоящий профессионал всегда чувствует ответственность перед зрителями, перед коллективом, в котором работает, и перед аккомпанирующим оркестром.

АКЦЕНТ

Акцент - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими

У каждого настоящего мужчины должно быть хобби, которое бы помогало в трудные минуты жизни и настраивало на позитивный лад. Правда, и здесь есть свои нюансы: чтобы это увлечение доставляло истинное удовольствие, нужно, во-первых, все делать хорошо и, во-вторых, любое начинание доводить до конца. В современном взбалмошном и таком нестабильном мире трудно выжить без такой отдушины для сердца и души, которая даже в самые трудные минуты жизни способна найти путь к свету и солнцу.

ДОМИНАНТА

Доминанта - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике

До сих пор я не могу забыть один из самых волнующих и трогательных моментов в своей жизни – первый выход на большую сцену Белгосфилармонии. Чувства и впечатления настолько меня переполняли, что концерт, казалось, промчался мимолетно, сиюминутно. Я даже не успел опомниться, не успел толком осознать, как все началось и как все закончилось.

Казалось бы, первое волнение должно было смениться уверенностью и непоколебимостью, ведь вскоре концерты следовали один за другим. Но волнение осталось, правда, не такое сильное, но все же оно меня переполняло. Это был не страх перед сценой, меня будоражило самое настоящее творческое волнение - волнение перед зрителем, ответственность перед своими слушателями.

Когда ты с ответственностью подходишь к делу, начинаешь осознавать, что просто исполнить произведение – этого недостаточно, это непрофессионально. Нужно его прожить так, словно ты изливаешь свою душу, рассказываешь о сокровенном, приоткрывая завесу тайны над тем, о чем не принято говорить вслух. Для каждого слова, для каждой фразы важно найти подходящую оболочку и форму, поэтому порой приходится выворачиваться наизнанку, исполняя своего рода душевный стриптиз. Почему стриптиз? Артист на сцене играет разные роли, в считаные доли секунды мастерски примеряя на себя различные, порой противоположные, маски и образы. Здесь, как и в кулинарии, важна мера: ведь и недосоленное и пересоленное блюдо одинаково не вкусны. Не сразу, но у меня стало получаться петь, я научился молниеносно вживаться в образы. Во многом благодаря педагогу Адаму Мурзичу и богатому жизненному опыту, который, наряду с ошеломляющим успехом, преподносил порой не очень приятные сюрпризы.

ГАРМОНИЯ

Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении

Успешный человек должен быть гармоничен во всем – в делах, в поступках, в мировосприятии. Поэтому так важно в суматохе дней не потерять себя, не позволить низменным порокам взять над собою верх. Благородным людям это не грозит, так как они думают в первую очередь не о себе, а о других.

Я много занимаюсь благотворительностью, но говорить об этом не люблю, потому что это не те достижения и не тот род деятельности, которым стоит хвастаться и о котором следует бить во все колокола. Есть одна непоколебимая истина, и я стараюсь ей следовать: удел сильных заключается в том, чтобы помогать слабым. Я – не жадный. И стараюсь помочь каждому: здоровому человеку – советом, а больным и детям оказываю более ощутимую материальную помощь. Всегда нужно помогать тем, кто взывает о помощи. И обязательно нужно делиться. Надо жизнь прожить так, чтобы в старости, оглянувшись назад, ты понимал, что люди по-настоящему рады тебя видеть.

Также следует научиться прощать. Порой тяжело свыкнуться с той мыслью, что каждый из нас имеет право на ошибку. И, соответственно, имеет право на ее исправление. Поэтому я всегда даю шанс, порой и не один, на реабилитацию. Но уже потом спуску не даю. Снисхождение должно присутствовать до поры до времени. Но когда речь идет о близких и дорогих сердцу людях, ведешь себя совсем иначе - их нужно воспринимать такими, какие они есть, при условии, что любишь их по-настоящему. Вообще, я убежден в одном: если хочешь, чтобы тебя уважали, нужно быть порядочным и искренним. И обязательно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

ЛЕЙТМОТИВ

Лейтмотив - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции

Александр Мурашко – искренний и добрый человек. И чтобы понять это, достаточно всего несколько минут общения. Но в то же время он самокритичен, утверждая, что, наряду с добротой, в нем в некоторой степени присутствует и злость. Эту экспрессивную нотку в характер вплело время, резкая смена эпох, когда людей, воспитанных на принципах социализма, бросили в жерло жестокого капитализма, где выживал лишь сильнейший.

Несомненно, у каждого человека есть недостатки. И Александр не считает себя идеалом. Но, чтобы быть успешным по жизни, нужно воспринимать и любить себя таким, какой ты есть. Речь идет не о пагубном самолюбовании. Нужно научиться воспринимать окружающий мир, людей и себя с набором достоинств и пороков, если хочешь, чтобы удача повернулась к тебе лицом. Мир невозможно переделать под себя, а вот сломиться под тяжестью негативных эмоций очень легко. И так важно вовремя это осознать, чтобы успеть стать счастливым и занять свое место в жизни.

Возможно, Александру порой хотелось быть более уравновешенным и равнодушным. Но подобное безразличие и черствость превращают нас в апатичных людей, не способных на яркие проявления чувств. А ведь жизнь и хороша тем, что в ней столько эмоций, чувств и закипающих страстей, которые заставляют нас думать и размышлять, побуждают к развитию и самосовершенствованию.

Любое начатое дело Александр старается доводить до конца и выполнять его безукоризненно. Поэтому подобного отношения к делу требует и от других, ежедневно посвящая себя борьбе с халтурой. Но он с сожалением подчеркивает, что с каждым днем становится все больше и больше людей, работающих спустя рукава, без искрометного огонька в глазах, без задора. А ведь это в корне неправильно, так как без хобби, без увлечения теряется всякий смысл жизни.

ГАММА

Гамма - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы

Жизнь настолько коротка и быстротечна, что не хватает времени раскрыть все ее секреты, постичь ее таинство и святость. Много путей пройдено, многое сделано, но хочется успеть сделать еще больше – пройти еще больше дорог, прочитать еще больше страниц и исполнить свою главную, еще неспетую, песню. Но в погоне за знаниями и жизненной мудростью так важно сохранить жизненный опыт, передать его своим детям. И ни капельки не растерять. Опыт и житейская мудрость – самый главный капитал и самое важное жизненное достижение. Ведь сила каждого человека не в том, чтобы выделиться среди себе подобных, а в том, чтобы научиться любить жизнь. Тогда и сильным будешь.

Нужно все время учиться, чтобы не потерять себя. Движение – это жизнь, а жизнь, с другой стороны, - и есть постоянное развитие и самосовершенствование. Чтобы стать счастливым, нужно научиться радоваться каждому дню, всякий раз открывая для себя что-то новое. Место для совершенства и поиска есть во всем. Особенно в музыке. Так как покорить вершину здесь не под силу никому.

КАНТИЛЕНА

Кантилена - напевная, плавная мелодия

У каждого человека должна быть отдушина, которая бы помогала идти с высоко поднятой головой даже в самые сложные и трудные моменты жизни. Для меня животворящим ключом стала музыка. Она вытягивает из рутины, спасает от убийственных будней, делая все возможное, чтобы вместо глаз не появились стодолларовые купюры. Музыка – это то, что согревает, что освобождает от оков и замкнутости, даря невероятное ощущение легкости и счастья. Сегодня, в таком расчетливом и меркантильном мире, важно научиться творить добро. Ровно настолько, насколько ты это можешь. Без этого развитие гармоничной и полноценной личности невозможно.

Движение, смена событий и настроений – и есть моя жизнь, поэтому я бы никогда не согласился жить на необитаемом острове, вдали от родных и близких друзей. Человек – общественное создание. А на острове что нужно делать – кушать и спать? Это же скучно и жутко неинтересно. Всегда при любых обстоятельствах, как бы тяжело ни было на душе, нужно заниматься любимым делом, чтобы не растерять по каплям жизнь. Истинное счастье не в количестве денег, а в том, чтобы быть востребованным, просто жить и радоваться тому, что ты живешь.

КАПРИЧЧИО

Каприччио - виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений

Вспоминая детство, многое хотелось бы переписать. Сейчас – все доступно и созданы все условия для развития гармоничной личности. Раньше все было гораздо сложнее, и любимыми композициями приходилась наслаждаться вскользь, от случая к случаю слушая их по радио. Будучи мальчишкой, мне нравились отдельные мелодии. И когда я их слышал – душа и сердце замирали, а песни настолько глубоко западали в душу, что трудно было представить без них дальнейшую жизнь. Я не знал, кто их исполнитель, но при этом неустанно напевал любимые мотивы. И когда позже я взял в руки гитару, чтобы разучить любимые аккорды, то глубоко был удивлен, что большинство этих песен из репертуара The Beatles. Но это не единственное музыкальное предпочтение в моей жизни. Я с удовольствием слушаю не только современную музыку, но и песни в исполнении Валерия Ободзинского, Клавдии Шульженко, Эдуарда Хиля, Евгения Мартынова и Муслима Магомаева.

Чтобы стать успешным, нужно не жалеть себя, работать, ставить цели и не стесняться советоваться с умными людьми. Ведь не боги горшки обжигали. Хотя, если честно, у меня нет конкретного идеала, просто есть люди, на которых я равняюсь. Идеальных людей не существует, но каждый из нас по-своему гений.

Было бы здорово, чтобы жизнь была длиннее. Ведь до 45 лет мы учимся жить. И только потом появляется какая-то мудрость. Только потом понимаешь, что сегодняшняя победа может обернуться поражением и наоборот. И только переступив этот рубеж осознаешь, насколько нужно и важно вовремя уступить, промолчать, выслушать.

С возрастом появляется еще один бесценный дар - постепенность. Нельзя быть бульдозером, сминая все на своем пути. Избирательность, аккуратность и щепетильность должны присутствовать во всем. А чтобы дела шли успешно, нужно просто любить свою работу и доверять людям. Хотя этот дар дается нелегко.

ФИНАЛ, или ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Финал - заключительная часть циклического музыкального произведения

Пока что в моем музыкальном багаже один диск «Кахання нашы галасы», который вышел в 2009 году, и единственный видеоклип на композицию «Ціхі сонечны сум». Но это лишь начало творческого пути, так как вот-вот выйдет в свет второй клип на душевную и такую мелодичную песню «Элегия». В этом году планирую записать диск с романсами совместно с симфоническим оркестром театра Музкомедии. Это очень важный шаг для меня, так как не каждому под силу исполнять романсы в классической манере. Это своего рода испытание моей прочности, воли и выдержки и, естественно, таланта.

Мой репертуар достаточно богат и широк, но сходу непросто назвать самое любимое произведение. Мне нравится все, что я пою. И в разные периоды жизни мои музыкальные предпочтения меняются – это зависит от многих обстоятельств, в том числе и от состояния души.

Чтобы стать настоящим певцом, нужно совершенствовать репертуар, дополняя его новыми песнями. Песнями, написанными с чистого листа. Но при этом не забывать пройденное, не отказываться от спетых композиций, которые до сих пор остаются востребованными.

ФЕРМАТА

Фермата - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы

Если бы я встретился с Богом, то обязательно поблагодарил бы его. Поблагодарил за жизнь, за семью, за замечательных детей и внуков. И, конечно же, обязательно сказал бы спасибо всем родным и близким, друзьям и коллегам за то, что я могу заниматься любимым делом, развиваться и совершенствоваться ежесекундно, ежеминутно, ежечасно.